ЧАСТНАЯ РОССИЙСКАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ.

    Процесс медицинского обслуживания является исключительно затратным предприятием. Пациент тратит свое время, силы и, в случаях платного обслуживания, средства. Врач должен применить весь свой профессиональный опыт для качественного обслуживания пациента, затрачивая на это часть своей души. 

   Административно-командная среда любого лечебного учреждения, в которой вынуждены пациент лечиться, а врач работать - не тратит ничего. Эта среда присвоила себе право распоряжения финансовыми ресурсами, кадрами и профессионализмом людей в белых халатах. "Успехи" деятельности административной системы в Российской медицине можно увидеть практически в любой ЦРБ, поликлинике, МСЧ и, даже, в НИИ. 

    Существует, однако, некий тандем врача и пациента, который ни какая сила не в состоянии разделить, чтобы влавствовать. В любом случае лечится пациент, а лечит его врач, и здесь ни может быть места кому-то третьему, руководящему и направляющему. Экономическую жизнеспособность системы "врач-пациент"  я считаю одной из трех, наравне с профессионализмом и оснащенностью, составляющих качественной и взаимоудовлетворяющей работы врача со своими пациентами. 

    Экономическая сторона деятельности частно-практикующего врача - это прежде всего финансовые взаимоотношения с пациентами, либо с теми страховыми программами, которые лечение пациента финансируют (это последнее есть во всем мире, нет только в СНГ).
   Немного истории о легализации платной офтальмологии в России.
   Мне лично и девяти моим коллегам-врачам из трех медицинских ВУЗов Москвы, которых по конкурсу в 1987 году принял Святослав Николаевич Федоров на рабочее место врача-офтальмохирурга в открывшийся Московский филиал МНТК "Микрохирургия глаза" пришлось на собственной… работе понять и возрождать психологию легального назначения стоимости лечения для наших пациентов.

    До 1991 года никаких разговоров об оплате за лечение не велось. Существовало всегда и расцвело сейчас незаконное мздоимство в лечебных учреждениях любого уровня, однако, эта теперь всеобщая для российской медицины болезнь  в настоящей статье затронуто мной не будет, хотя эта проблема и имеет очень серьёзное значение для понятия "частная практика". 

    Работая в Московском филиале на хирургическом конвейере и делая порой 140 операций в день, принимая пациента на лечение, основное время работы мы тратили на разъяснения нашим пациентам о том, что нужно сделать для лечения их заболевания, как это делается и какие могут быть последствия, каковы будут результаты операции и какие гарантии этого. Всех оперированных на филиале пациентов  долечивали  до выписки на работу, что не было ни в одном филиале МНТК или в другом хирургическом центре страны. Благодаря такой политике, которую организовал и проводил наш директор – главный офтальмолог Москвы тех лет Эрик Наумович Вильшанский, мы смогли получить два очень важных результата: практически не было и нет рекламаций на результаты хирургии в Московском филиале (а все пациенты были только из Москвы и Подмосковья!) и мы получили бесценный опыт законченного ведения хирургических пациентов, начиная с постановки диагноза и до выписки на работу. Именно это должно быть, по моему мнению, основной политикой деятельности частно-практикующего врача.

   Однако наступали постепенно перестроечные, а затем и откровенно рыночные времена. Госзаказ на лечение иссяк или трансформировался во что-то другое, пришлось дирекции МНТК (т.е. непосредственно С.Н.Федорову) принимать очень сложное для него и его политики решение – сделать платным "исправление" близорукости, дальнозоркости и астигматизма рефракционными операциями, которые не удалось притянуть к лечебным процедурам; Минздрав определил их как косметические, т.е. необязательные для пациента. С 1991 года самые популярные и массовые в России рефракционные операции стали платными.  А как воплотить это в жизнь среди людей, воспитанных в условиях убогой, но абсолютно бесплатной медицины? Решение этого вопроса пошло по нисходящей: от гендиректора – к завотделами, от завотделами – к завотделениями, от завотделениями – к нам, врачам. Вот так и получилось, что первый, кто должен был сообщить пациенту "пренеприятнейшую весть" стал тот, кто ставил диагноз, лечил, оперировал, объяснял, выписывал и отвечал за все – врач-офтальмохирург.  Ни один административный работник не взял тогда на себя этот тяжёлый психологический груз – объяснять пациенту, почему его лечение будет платным. Пусть стоимость операции была тогда смешной – всё равно это было дико как для нас, врачей, так и для наших пациентов. Но нам пришлось это взять на себя (у нас не было выбора) и наше общение с пациентами резко изменилось: теперь на разъяснения по существу лечебной проблемы уходило не более 10% времени, 90% приходилось затрачивать на объяснения "а почему платно?".

   Сам момент сообщения пациенту о стоимости его лечения является очень острым и сложным психологическим моментом для врача, который будет его лечить в условиях не гарантированности результатов лечения (если политика клиники и врача – честные). Сейчас, конечно, когда деньги проникли в самые "неденежные" взаимоотношения между людьми, наверное, стало проще, однако и мне, частному врачу, имеющему государственное право назначать цену за свою работу, это даётся с большим психологическим трудом.

   Может быть, это особенность только нашего, российского менталитета? Нет. Как показали мои литературные изыскания в этой области, и в такой "продвинутой" в денежном отношении стране, как Америка, это является достаточно сложной и обсуждаемой проблемой.*

   На основании имеющегося у меня небольшого (5-летнего) опыта работы, рискну дать несколько рекомендаций, которые предназначены исключительно  моим коллегам – частным врачам-офтальмологам, имеющим лицензии, т.е. имеющим государственное право назначать плату пациентам за их обследование и лечение:

1.      Не будьте жадными; стоимость Ваших услуг не должна превышать за консультацию с обследованием – 10% от среднемесячного дохода в социуме, где Вы практикуете. Помните, что при качественной Вашей работе проконсультированный пациент будет Вашей "ходячей рекламой", которая принесёт Вам гораздо больше дохода в последующем. Не вводите никаких "скидок" пенсионерам, инвалидам и другим льготным группам. Эта, на первый взгляд жестокая рекомендация имеет свою логику: Во-первых, Вы всего лишь альтернативная медицина для Ваших плановых пациентов. Если ничего цитового нет, то такой пациент может совершенно спокойно и бесплатно (по ОМС) посетить

___________________________________________________________________
* "Как открыть частную практику". Журнал "Медикл Маркет" 1997-1998 гг

врача в своей поликлинике и получить всё, что ему требуется. Во-вторых, все   
      наши пациенты многократно "кинуты" госструктурами и каждый по  челове-

чески малоплатёжеспособен, так почему же кому-то Вы даёте скидку, а кому-

то нет? - объяснить это следующему пациенту Вы не сможете( пациенты об-

щаются между собой очень откровенно, – что является одной из особенностей 

российского менталитета). В-третьих, очень часто пенсионеры и инвалиды 

(большинство Ваших пациентов) имеют гораздо стабильнее и больше средне-

месячный доход, чем работающие пациенты.

2.      Никогда не меняйте стоимость услуги одному и тому же пациенту, не торгуйтесь с ним ни в коем случае! Мы с Вами не на рынке и мы ничего не перепродаем. Если для пациента Ваша услуга не по карману (что, как правило, неправда)  и он отказывается от неё, то:
а). Окажите всю необходимую помощь, если она нужна экстренно.
б). Посоветуйте обратиться к своему коллеге или в конкретную поликлинику, где дешевле или бесплатно. Возможно, пациента устроит оплата в рассрочку – риск для Вас минимальный, а пациент остаётся Вашим.
в). Не вступайте в полемику по вопросу "а почему так дорого?" – лучше расскажите сколько и какие обследования нужно сделать для правильной постановки диагноза.

3.      Всегда спокойно и обстоятельно обсуждайте с пациентом финансовые затраты на его обследование и лечение с обязательной расшифровкой: на лекарства – столько-то, на аренду и накладные расходу – такие-то, мой гонорар (в случае достижения обещанного результата обследования или лечения) – такой-то. Обязательно акцентируйте внимание пациента, что деньги он платит Вам за Вашу работу, а не кому-то там в кассе.

4.      В настоящее время в России оплата целесообразна только вперёд (к сожалению!).

5.      Будьте готовы к тому, что кому-то Ваша консультация или не понравится, или пациент посчитает, что ничего нового он не услышал (в моей практике это было всего 1 или 2 раза, да и то у пациентов с явно неадекватным восприятием действительности). В таких ситуациях можно просто вернуть деньги с просьбой больше не беспокоить, или, что достаточно хорошо действует на бывших или настоящих чиновников или, как ни странно, учителей, спросить: "А если Вам в кинотеатре показали фильм, который Вам не понравился или который Вы уже видели, Вы пойдёте в кассу с требованием вернуть деньги за билет?". Помните, что Ваша консультация - это особый вид конфиденциальной информации для конкретного человека – пациента, ненужная никакому другому пациенту.  Пациент оплачивает не эту информацию, а Вашу работу по добыванию этой информации, что вернуть, как товар, просто невозможно.


   Вполне реально для Вас, в настоящих весьма либеральных налоговых и административных российских условиях, как для частного врача (и не только офтальмолога) работать качественно, степенно, солидно; платить все налоги и не иметь "черной" кассы (мы ничего не перепродаём!) и достаточно высоко зарабатывать (репутацию и дензнаки). Я побывал во многих странах (причем – за свой счет) – Америка, Англия, Венгрия, Литва, Латвия, Намибия, Болгария, Беларусь, Украина, где специально интересовался экономической стороной деятельности частно-практикующих врачей (если такие в этой стране есть) и могу утверждать, что такого огромного и нетронутого рынка, таких либеральных законов и, соответственно, возможностей для саморазвития частной врачебной практики как в России нет нигде. Этот факт – одна из основных причин, почему я презираю тех моих коллег, которые "дерутся" за административные должности в своих лечебных учреждениях и потихоньку пытаются "раскручивать" пациентов на мзду, что равносильно вымогательству, поскольку пациент уже пришел в конкретную клинику, он сделал выбор, не зная о необходимости "оплачивать" ещё и "в карман белого халата" и у него уже нет выбора у кого лечиться. Практикующийся сейчас повсеместно в государственных клиниках способ оплаты через ДМС себя совершенно не оправдывает, поскольку пациент деньги платит не за лечение у конкретного врача, а платит первый раз административному аппарату лечебного учреждения за право быть пациентом этого учреждения, и второй раз платит людям в белых халатах, чтобы они его хотя бы заметили в этом лечебном учреждении.

   Экономическая основа работы и существования частного врача, так же как и везде, - частная собственность на средства производства, в том числе и на тот минимальный набор диагностических приборов, который позволит Вам ставить диагноз и корректно определять рефракцию. Возможна аренда данной аппаратуры. Во всяком случае, ее наличие является основой для Вашей частной практики.

   В настоящий момент набор новых диагностических приборов, производства СНГ  стоит около 150 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью российского нового автомобиля с той лишь разницей, что заплатив за автомобиль вы тут же начинаете тратить около 1% его стоимости в месяц на амортизацию, содержание и эксплуатацию, в то время, как купив набор приборов и работая врачом частной практики в среднем можете зарабатывать 1% стоимости приборов ежедневно!

  Естественно, это произойдет не сразу, а по мере развития Вашей практики, что является уже более многоплановой проблемой, с решением которой мне бы очень хотелось помочь всем тем моим коллегам, которых волнует этот вопрос. Собственно это и побудило меня написать цикл данных статей.

                                                                      Врач-офтальмохирург    Назаренко Г.Б.

                                                                     Лицензия ЦЛМД 7705/7701

НАЧАЛО
Используются технологии uCoz